В авиакомпании заинтересованы все три глобальных альянса.
Неминуемая приватизация авиакомпании TAP Portugal — еще один шаг в глобальной консолидации авиакомпаний — может привести к первому межконтинентальному слиянию. Результат возможной сделки будет иметь заметные последствия для мировых авиационных альянсов.
Португальская TAP — одна из государственных компаний, которую правительству страны необходимо продать, поскольку это одно из условий получения государством помощи Евросоюза в размере 78 млрд евро. В последние несколько лет TAP только выживала, а не развивалась, попытки продать перевозчика не были успешными. Ситуацию также ухудшал невысокий уровень наземного обслуживания в базовом для компании аэропорту Лиссабона. До сих пор строительство нового аэропорта в столице было лишь мечтами и предположениями, и вряд ли они воплотятся в реальность, учитывая сложную финансовую ситуацию в стране.
Несмотря ни на что, TAP удалось получить прибыль в размере 62,3 млн евро в 2010 г. — перевозчик выиграл от реструктуризации, проведенной его главой Фернандо Пинто; также удачным было развитие на дальнемагистральных направлениях между Европой и Латинской Америкой. Выручка возросла на 14,6%, до 2,2 млрд евро, а количество пассажиров — на 7,7%, до 9,1 млн чел.
TAP удалось закрепить ведущее положение на рынке Бразилии: число пунктов в этом государстве, обслуживаемых авиакомпанией, больше чем у любого европейского или североамериканского перевозчика. Также TAP специализируется на рынке перевозок в Западную Африку, в основном в бывшие португальские колонии, с которыми у страны по-прежнему сохраняются значительные культурные и экономические связи.
После добавления к маршрутной сети Порту-Алегри в Бразилии TAP в скором времени будет предлагать 74 еженедельных маршрута между Португалией и Южной Америкой. Именно на бразильском направлении в прошлом году пассажиропоток рос быстрее всего — плюс 25% по сравнению с 2010 г.; количество пассажиров достигло 1,4 млн чел. Порту-Алегри станет десятым маршрутом авиакомпании в Бразилии.
Два потенциальных покупателя уже выразили свой интерес к авиакомпании, которая оценивается примерно в 500 млн евро. Это International Airline Group (IAG), созданная British Airways и испанской Iberia, а также бразильская авиакомпания TAM — партнер TAP по Star Alliance, крайне заинтересованный в португальском и европейском рынках. TAP также может быть интересна группе Air France — KLM, довольно слабой на маршрутах между Европой и Латинской Америкой.
У покупателей ситуация сложнее. Бразильская авиакомпания TAM сейчас объединяется с чилийским перевозчиком LAN, чтобы в итоге создать группу LATAM. Сделка до сих пор ожидает одобрения властей; многие на рынке предполагают, что о разрешении будет объявлено в ближайшие несколько месяцев. Если же вдруг это объединение заблокируют, у TAM будет лучший шанс вырасти за счет приобретения — компания не раз подчеркивала свое желание участвовать в консолидации, и TAP будет вполне естественной целью в этом процессе.
Бразильское правительство, насколько все понимают, выразило поддержку слиянию LAN и TAM, но пока сама бразильская авиакомпания находится в процессе приватизации. Доля, в которой правительство страны будет готово помочь перевозчику финансово или гарантиями по кредитам, напрямую повлияет на окончательный вариант сделки по слиянию и созданию группы LATAM, а также на меру влияния в ней бразильской авиакомпании (пока она выступает младшим партнером, однако у перевозчика есть возможность повысить свой статус). Ограничения в праве владения авиакомпаниями в Европе — нерезидент ЕС может приобрести лишь 49% акций авиакомпании — также серьезный барьер для потенциальной сделки, но LATAM планирует исследовать возможности.
Если создание LATAM будет одобрено, то группе предстоит решить, в каком альянсе ей стоит действовать: LAN сейчас входит в Oneworld, а TAM — участник Star Alliance. Некоторые наблюдатели полагают, что в случае сделки с TAP вариант присоединения к Star Alliance будет более предпочтительным с точки зрения получения одобрений от регулирующих органов. В Oneworld группа будет работать вместе с испанской Iberia, которая тоже очень сильна на рынке полетов между Европой и Латинской Америкой.
Star Alliance, так же как и Oneworld, уже вынес в свои стратегические приоритеты присоединение группы LATAM. Сейчас Lufthansa и United Continental — ключевые авиакомпании альянса — ведут переговоры о покупке миноритарного пакета акций в создающейся группе, чтобы в дальнейшем оказать влияние на направление ее развития.
У IAG сейчас такой же подход к TAM. Когда группа только создавалась, ее глава Вилли Уолш сразу же дал понять рынку, что она будет открыта для присоединения других авиакомпаний, а в случае с LATAM приобретение миноритарной доли акций естественно. IAG также надо рассмотреть тот факт, что потенциальная интеграция с португальской TAP может усложнить будущее объединение или инвестиции в латиноамериканский LATAM. Антимонопольные службы могут счесть такой альянс доминирующим на рынке. С другой стороны, TAP будет гарантирован лучший доступ на рынок Латинской Америки, если LATAM выберет Star Alliance.
Несмотря на сложное экономическое положение в Португалии и несколько неудачных попыток приватизации TAP, уровень интереса к этой компании сейчас удивительно высок. Оставаясь в Star Alliance и став партнером TAM, португальский перевозчик получит больше возможностей в будущем, однако ему все равно придется соперничать с более сильным конкурентом — испанской Iberia. А авиакомпании подобного размера в Европе в последние несколько лет решают объединяться со своими соперниками, а не конкурировать с ними. KLM интегрировалась с Air Franc; Swiss, Austrian и Brussels Airlines были куплены Lufthansa, и эти сделки одобрялись антимонопольными структурами. Аукцион по продаже TAP должен состояться этим летом.
Втр, 19/07/2011 Йенс Флоттау
Авиабилет уже куплен, посмотрите цены на то, что вам может еще понадобится в путешествии:
• БРОНИРОВАТЬ НОМЕР В ГОСТИНИЦЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ДЕШЕВЛЕ
• ВЗЯТЬ АВТОМОБИЛЬ НА ПРОКАТ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ В ВЫБОРЕ НАПРАВЛЕНИЯ
• ЗАКАЗАТЬ УДОБНЫЙ ТРАНСФЕР ИЗ АЭРОПОРТА И ОБРАТНО
• ОФОРМИТЬ СТРАХОВКУ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ И БЫТЬ ЗАЩИЩЕННЫМ
Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
Posted by kingsbaby @ 21:23
Tags: International Airline Group (IAG), Star Alliance, TAM, TAP Portugal
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.